Вы находитесь тут: Главная > СМИ о нас > Наши двери открыты для всех

Наши двери открыты для всех

Выпуск  № 176  от  19.09.2008. Санкт-Петербургские Ведомости

Ирина Рогалева:
«Наши двери открыты для всех»

Как уже сообщала наша газета, в театре-фестивале «Балтийский дом» прошел I Международный фестиваль особых театров «Доверие». Напомним, что особыми называются те коллективы, в которых участвуют люди с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Наш корреспондент Светлана РУХЛЯ встретилась с Ириной РОГАЛЕВОЙ, руководителем одной из таких трупп – Санкт-Петербургского молодежного включенного театра «Питер Шед».

 

– Ирина, в особые театры люди приходят особыми путями, и хотелось бы узнать, какой была отправная точка вашего пути.

– Я окончила училище искусств, занималась музыкой. А потом у меня родился ребенок с тяжелейшей патологией позвоночника, причин которой не знает никто в мире. И началась совершенно другая жизнь: лечение, реабилитация, горы специальной литературы – сплошная медицина.

Когда Женьке исполнилось двенадцать, я вдруг осознала, что лечение не дает желаемого результата, и мир вокруг стал беспросветно черным. В этот момент в Петербург приехала доктор Фрайман и вынесла абсолютно неожиданный вердикт: «Ваш ребенок очень перспективный». И предложила приехать на лечение в Америку! На дворе же стоял 1992 год, и подобное предложение звучало не менее странно, чем предложение слетать на Луну. …Когда мы вернулись, Женьку никто не узнавал: он стал самостоятельно ходить! Евгений окончил институт, устроился на работу, женился, одним словом, ушел в свободное плавание. Но вокруг оставались другие дети…

– Вы являетесь руководителем одной из общественных ассоциаций родителей детей-инвалидов. Подобных организаций немало. Но театр… Что сыграло свою роль – ваше музыкальное образование?

– Когда я впервые привезла сына в санаторий, увидела вокруг столько талантливых ребят-инвалидов! Огорчило же меня то, что в отличие от здоровых детей они никогда не выходят на сцену, да и вообще сидят в одиночку. Я решила подготовить с ними концертные номера, потом мы устроили концерт, куда пригласили здоровых ребят и их родителей. Дети с ограниченными возможностями дают фантастическую динамику, когда занимаются искусством. Надо видеть, какие у них становятся глаза! Какое выражение лица! Но самое главное – меняется их жизнь.

– Путь от концертных номеров к целым спектаклям был длинным?

Коля Михайлов, Рашид Бусаа и Елена Буянова в сцене из спектакля «Снежная королева».– Я как сейчас помню вечер, когда мы сидели с родителями очень тяжелых ребят, страдающих миопатией. И вдруг неожиданно для себя я запела. И мгновенно почувствовала, что мне стало очень легко и что я должна вернуть себя в свои двадцать лет, в то время, когда мне показалось, что все светлое для меня закончилось…

Первый спектакль мы поставили в 1999 году в санатории в Серове. Но речь не идет о составе театра «Питер Шед». Многих из тех детей уже нет на свете. Какие они были чудесные! Какие творческие! Мы поставили «Пластилиновую ворону». Ребята сами выбрали сюжет, навыдумывали массу интересных ходов. Например, один слабослышащий мальчик предложил поручить ему роль «пальмы», которая будет держать «ворону» – совсем маленького мальчика.

Были и другие спектакли, но заканчивался сезон, и дети оказывались запертыми в своих городских четырех стенах.

– И вы решили выскочить за рамки санаториев?

1 сентября нынешнего года театру «Питер Шед» исполнилось пять лет. Пять лет назад, когда летний сезон заканчивался, я предложила ребятам и их родителям собраться и создать театральную студию.

– В названии театра есть непривычное слово «включенный»…

– Ребята включаются в наш театр, а мы включаемся в окружающую жизнь. Это основной принцип работы нашего театра. Это значит, что двери открыты для всех, вне зависимости от пола, расы, возраста и наличия инвалидности. На сцене все равны.

Наш театр мы создали в 2003 году. А в мае 2005 года в Петербурге стартовал русско-британский проект (с театром Chicken Shed из Лондона), построенный на принципах включенности.

Сейчас есть такое модное словечко – «интеграция». Почему-то в нашем понятии это, например, школа с особым классом, где особые дети отделены от всех остальных. В Америке, европейских странах они рассеяны среди обычных детей. Особый ребенок счастлив, когда с ним общаются на равных! И, кстати, тут я вспомню еще одно модное понятие – «толерантность». Оно не беседами формируется, а реальной практикой. Со здоровыми ребятами, которые участвуют в постановках «Питер Шед», не надо о ней говорить, у них все это уже есть.

– В московском Театре Простодушных играют люди с синдромом Дауна, в минском коллективе «Дебют» – с полной или частичной потерей слуха. В труппе «Питер Шед» нет никаких градаций…

– В нашем театре работают ребята с разными патологиями. И мне не важно даже знать их диагнозы, важны их возможности и их развитие.

Может, это громко сказано, но мы в нашем театре делаем то общество, в котором хотели бы жить, где люди не делятся на больных и здоровых. Кстати, в Европе практически нет театров, сформированных по патологиям, практически все театры там интегрированные. И там спокойно существует масса непривычных для нашего глаза вещей.

Некоторое время назад в Англии я оказалась в обычном профессиональном театре на спектакле «Дон Кихот». Так вот, там в массовых сценах я увидела девочку с синдромом Дауна. Оказалось, что она актриса особого театра Chicken Shed, который, кстати, отметил недавно 33-летие. Потом я узнала, что в Англии это совершенно обычная практика – приглашать на некоторые роли в профессиональные театры артистов из особых трупп.

Когда я впервые пригласила посмотреть наши спектакли замечательного артиста театра «Буфф» Евгения Александрова, с которым дружна многие годы, он был искренне потрясен и даже сказал: «Ты осуществляешь мою мечту. Я всегда хотел, чтобы актеры-инвалиды могли выходить на сцену вместе со здоровыми».

– А как в труппе «Питер Шед» оказываются обычные ребята?

Приходили братья и сестры детей с ограниченными возможностями. Некоторые из них приводили друзей.

– В особых театрах есть особые проблемы?

Я бы сказала, некоторая специфика. Скажем, ребята на колясках стеснялись выходить на сцену. Поэтому поначалу мы хотели создать кукольный театр. Но потом я поняла, что слишком сложно таскать с собой ширму по выездным концертам.

А еще мы научились использовать инвалидные кресла в каком-то функциональном качестве – как трон, автобус, карету…

– И никогда больше не вернулись к куклам?

Один раз. Но случилось это в рамках театральной студии санатория на реабилитационной программе. Там был мальчишка очень хороший, Алеша. Умненький, очень развитый интеллектуально, но настолько тяжелый по основному заболеванию, что ему трудно было даже на коляске сидеть. И вот я говорю: «Алеш, хочешь в спектакле сыграть?». Он отвечает: «Хочу! Но только если это будет главная роль…». Специально для него мы с ребятами придумали спектакль «Алеша ищет друзей» и сшили куклу-марионетку, которая могла бы заменять Алешу в некоторых сценах. Теперь он и в городе работает в нашем театре.

– К сожалению, в нашем обществе приходится сталкиваться и с противниками особых театров.

Это неудивительно. Долгие годы нас приучали забыть о том, что люди с ограниченными возможностями живут среди нас. Они же сидели запертыми в своих квартирах или домах-интернатах и существовали на нищенскую пенсию (что, впрочем, происходит до сих пор).

Но обществу необходимо осознать, что такие люди есть. Они рождаются во всем мире. И они не просто так приходят в этот мир. Любой в результате травмы или болезни может стать человеком с ограниченными возможностями. И это данность, которую изменить мы не в силах, мы ее можем только принять. Принять, чтобы понять, что только добро, терпение и любовь могут изменить мир к лучшему.

__

Мы сердечно благодарим Светлану Рухля за эту замечательную статью!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Понравился мой блог ""? Тогда советую Вам почитать общество в Смоленске и спрос.